Форум для начинающих программистов /Delphi7 /Turbo Pascal /Общения /Безопасность

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Антонимы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Свернутый текст

Антонимы  (греч. anti — против и onoma — имя) — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение. Например:

альтруист — эгоист, анализ — синтез, архаизм — неологизм, верхний — нижний, вогнутый — выпуклый, веселиться — грустить, вставать — садиться, вместе — врозь, громко — тихо, изнутри — извне.

Основным признаком антонимии является полярность (резкая противопоставленность) слов, обозначающих:

    признаки (толстый — тонкий, большой — маленький, тепло — холодно);
    действия и состояния (падать — подниматься, смеяться — плакать, говорить — молчать, засыпать — просыпаться);
    природные и общественные явления и процессы (свет — тень, юг — север, начало — конец, победа — поражение, добродетель — порок, правда — ложь, радость — горе, движение — покой).

Не все слова языка могут иметь антонимы, поскольку не все способны участвовать в выражении противоположных значений.

Среди антонимов выделяются:

    1) разнокорневые антонимы (день — ночь, белый — чёрный);
    2) однокорневые антонимы (счастье — несчастье, радостный — безрадостный). Однокорневые антонимы образуются с помощью приставок не-, без-, контр-, анти-, а- (друг — недруг, людный — безлюдный, пропаганда — контрпропаганда, научный — антинаучный, логичный — алогичный).

Явление антонимии, как и явление синонимии, тесно связано с многозначностью слова. Каждое из значений слова может иметь свои синонимы и антонимы. Так, слово свежий в разных значениях будет иметь разные антонимические пары: свежий хлеб — чёрствый хлеб, свежий ветер — знойный ветер, свежая рубашка — грязная рубашка.

Кроме общеязыковых антонимов, которые зафиксированы существующими словарями, выделяются также контекстуальные, или авторские, антонимы — слова, которые противопоставляются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например:

Я царь, я раб, я червь, я Бог (Г. Державин).

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).

Для вас — века, для нас — единый час (А. Блок).

Мы, как послушные холопы, держали щит меж двух враждебных рас монголов и Европы! (А. Блок).

Антонимы широко используются в языке художественных произведений, а также в устном народном творчестве для выражения контрастных отношений, например:

У бабы волос долог, да ум короток (пословица).

Умей сказать, умей и смолчать (пословица).

2

Свернутый текст

Слова – антонимы настолько тесно связаны с нашим мировосприятием, что без них сегодня невозможно представить развитие не только речи ребенка, но и его развитие, вообще. Ведь, именно, на антонимах (словах одной части речи, имеющих прямо противоположный смысл и различных по звучанию и написанию) основано воспитание и обучение детей младшего возраста. На противоположных по смыслу понятиях (а именно такие понятия описываются антонимами) дети учатся познавать мир. Когда мы учились в школе, именно слова-антонимы легче всего усваивались. Может, потому, что они отличались по звучанию от других лексических понятий, созвучных друг другу (синонимы, омонимы), а может, потому, что примеры приводились уж больно яркие, знакомые всем с детства: горячо-холодно, высокий-узкий, далеко-близко.

Почему же понятие о словах-антонимах так легко и быстро усваивается? Причина в том, что в основе лексической природы этих понятий лежит принцип ассоциации по контрасту. То есть, усвоив один из признаков предмета, явления или действия, ребенок легко дополняет уже знакомый ему признак воображением противоположного ему по смыслу. Легко усваивается и то, что среди антонимов нет имен собственных (попробуйте, например, найти имя, противоположное Ивану). Нельзя найти антоним и к числительному или местоимению.

Оказывается, с точки зрения лингвистики, знания о словах-антонимах, почерпнутые нами в школе, далеко не конечные (век живи – век учись!). Ученые разделяют антонимы на несколько больших групп.

Например, антонимы могут быть однокоренными (зайти-выйти) или разнокоренными (вверх-вниз), выражать разный тип понятий (имеющие полярные или переходные значения): например, белый-черный или белый-серый-черный.

Антонимами являются и слова (или выражения), выражающие противоположные действия или ситуацию с точки зрения разных участников событий: плавать-тонуть, купить-продать, муж-жена, ученик-учитель, угощать - обнести.

Существует и много других видов антонимов, которые помогают усваивать этот сложный мир. Среди ученых-лингвистов все они, конечно, имеют свои названия и определения, но насколько нужно их знать и разделять – это, по моему глубокому убеждению, вопрос очень спорный.

К сожалению, тактика многих школьных учителей такова, что многие из них стараются «впихнуть» в головы учеников максимум полезной информации по своему предмету, в надежде на то, что хотя бы часть из нее будет усвоена. А в результате, у учеников срабатывает инстинкт самосохранения. И вместо того, чтобы усвоить хотя бы часть информации, их еще слабая психика вообще отказывается воспринимать знания по предмету, а в голове остается либо пустота, либо, что еще хуже, некоторая мешанина, разобрать которую бывает под силу только опытному репетитору в частном обучении.

Разумеется, есть и более способные ученики, и более старательные, и увлеченные данным предметом. Но, в основной своей массе, речь-то идет именно о среднем (то есть, рассчитанным на среднего ученика со средними способностями) образовании! И, думается мне, научить школьника грамотно писать и излагать свои мысли – более важно, чем вложить в него массу бесполезных во взрослой жизни знаний. И еще более важно - научить ребенка учиться, то есть самому находить нужную информацию, а не бездумно заучивать огромный объем бесполезной. Все равно бОльшая ее часть скоро забудется, как ненужная, так как ее вытеснит другая, более интересная и полезная. Таково уж свойство нашей памяти!